Дата и место рождения: 14.09.1918, деревня Супроново (ныне
Череповецкий район,
Вологодская область)
Образование: Окончил Верещенскую семилетнюю школу,
Новосибирскую военную авиационную школу пилотов Место работы: секретарь сельского совета, маневренный диспетчер на железнодорожной
станции Сталинск (Ныне Новокузнецк) Место и дата призыва: марта 1940, Сталинский РВК
Род войск: ВВС
Воинское звание: Лейтенант
Почетное звание: звание Героя Советского Союза
Боевые операции: участник
Донбасской,
Мелитопольской,
Нижнеднепровской,
Березнеговато-Снегирёвской наступательных операциях
Дата присвоения звания Героя Советского Союза: 02.08.1944(Посмертно)
Описание подвига: С августа 1943 года младший лейтенант А. И. Амосов - на фронтах Великой Отечественной войны. Был направлен на Юго-Западный (с октября 1943 - 3-й Украинский) фронт, где воевал лётчиком, командиром звена, заместителем командира авиационной эскадрильи 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии. Сразу же проявил себя талантливым и отважным лётчиком: 12 августа совершил свой первый боевой вылет, а уже 27 августа награждён своим первым орденом. Участник Донбасской, Мелитопольской, Нижнеднепровской, Березнеговато-Снегиревской наступательных операций. Многократно отличался в боевых вылетах.
Так, 15 и 16 августа 1943 года участвовал в серии ударов с воздуха по аэродрому Краматорская. При одном из вылетов замыкающий звено самолёт Ил-2 Амосова был подбит зенитным снарядом, а затем атакован двумя немецкими истребителями. Пилот оказал достойное сопротивление надеявшимся на лёгкую победу немецким истребителям и в неравном бою сбил один из атакующих немецких самолётов, а второй спешно вышел из боя. После этого довёл повреждённую машину до цели и точным огнём бортового вооружения сжёг на аэродроме три бомбардировщика.
21 и 22 сентября в составе звена четыре раза наносил удары по переправе отступавших немецких войск через Днепр в районе Днепропетровска. Переправа была прикрыта сильной зенитной артиллерией, над ней было сбито несколько советских самолётов.
В последнем вылете Амосов с огромным риском для жизни на высоте 10-15 метров промчался над железнодорожным мостом, по которому двигались отступавшие войска врага, сбросив четыре авиабомбы ФАБ-100. Все 4 бомбы попали точно в цель. В воду рухнул один пролёт моста с 8-ю автомашинами, погибло до 40 немецких солдат.
11 января 1944 года в условиях снежной метели лейтенант Александр Амосов уже сам вёл в бой группу штурмовиков. Обнаружив на автодороге в районе Ново-Витебск пехотный батальон противника на марше, пять раз выводил группу на штурмовку. В результате батальон был рассеян, до 100 солдат погибли.
4 февраля 1944 года звено Александра Амосова получило задачу прервать железнодорожное сообщение врага через станцию Ток на железной дороге Никополь - Апостолово. В момент удара на станции находились два немецких эшелона, станция прикрывалась сильным зенитным огнём. Прорвавшись через завесу огня, звено лейтенанта Амосова вывело из строя 2 паровоза, уничтожило 8 вагонов с военными грузами и войсками, взорвало 2 железнодорожные цистерны с топливом, а также уничтожило выходные стрелки. Приказ командования был выполнен в точности.
22 февраля 1944 года на автодороге под Кривым Рогом звено А.И. Амосова атаковало немецкую автоколонну и сожгло 8 автомашин.
За 7 месяцев участие в военных действиях А. Амосов совершил 150 успешных боевых вылетов на штурмовку узлов сопротивления противника, аэродромов, скоплений живой силы и техники, а также на воздушную разведку. При этом в 72 вылетах был ведущим группы и звена. В 12 воздушных боях сбил 1 истребитель врага.
24 марта 1944 года в воздушном бою в районе села Касперовка (
Новоодесский район Николаевской области) погиб смертью храбрых в воздушном бою .
Дата смерти: 24.03.1944
Награды:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (02.08.1944)
Орден Ленина (02.08.1944)
Орден Красного Знамени (25.01.1944)
Орден Отечественной войны I степени (20.01.1944)
Орден Красной Звезды (27.08.1943)
Память: На месте гибели Героя установлен памятный знак.